Рейтинг@Mail.ru

    А.АЛЕКСАНДРОВ: ТАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Если Вам нравится компьютерная игра "Operation Flashpoint" и Вы имеете большой игровой опыт, Вы поделиться им с игровой общественностью, опубликовав статью на этом сайте. Подробнее...


Ориентирование на местности
В Operation Flashpoint существует два уровня сложности: Cadet и Veteran. На уровне Cadet проблем с ориентированием на местности не существует — все как в детском садике, и местоположение на карте покажут, и коллег по отряду отметят. А вот для эффективной игры на Veteran (обычно практически все мультиплеерные поединки проходят именно на этом уровне сложности) необходимо освоить простейшие навыки ориентирования на местности.
Вашими главными инструментами для ориентирования будут карта, компас и часы. Карта в OFP практически во всем аналогична реальным картам местности. Имеется две сетки — мелкая, где сторона квадрата равна 150 метрам, и крупная, каждый квадрат которой содержит 100 мелких квадратов. Все квадраты имеют буквенные обозначения — учитывайте это, когда будете сообщать командиру и однополчанам о своем местоположении. Перед боем карту, если она вам неизвестна, обязательно нужно изучить. Постарайтесь запомнить все значительные объекты в предполагаемом районе боя. Обратите внимание на господствующие высоты, леса, населенные пункты. Изучите ландшафт местности. Делается это с помощью коричневых на земле и синих в водоемах линий: первые обозначают высоту, вторые — глубину.
Начиная игру, следует первым делом определить свое местоположение. Для этого нужно привязаться к местности: найти на карте объекты, окружающие вас в игре. Для начала ищем большие ландшафтные объекты: моря, водоемы и горы. Это позволит вычислить приблизительное местоположение на карте. Дальше приходит очередь населенных пунктов, лесов и дорог. Это позволит вычислить местоположение в пределах двух-трех квадратов. Ну и наконец, если есть возможность, то следует привязаться к мелким объектам вроде отдельных деревьев и камней.
Кстати, если недалеко от вас имеется населенный пункт и есть время на то, чтоб совершить небольшой турпоход до его границ, — определение местоположения значительно упростится. Через места массового проживания людей в OFP обязательно проходят дороги, при этом на въездах в поселки всегда размещаются таблички с названием. Остается только найти одноименный населенный пункт на карте (там они все подписаны) — и все, поздравляем с удачной привязкой.
Если после привязки к местности вы решили переместиться на большое расстояние (а в условиях боя вы это непременно решите), то обязательно запоминайте направление, в котором вы двигались, и пройденное расстояние — это значительно облегчит повторную привязку.
После привязки к местности можно приступить к прокладыванию маршрута по ориентирам. В вашей голове маршрут должен "выглядеть" примерно так: добираемся до поселка на севере, проходим его по центральной улице, сразу на выходе поворачиваем налево, доходим до начала склона и разворачиваем там пулеметную позицию. Также неплохо научиться прокладывать маршруты для других бойцов и самим ходить по маршрутам, проложенным другими бойцами.
Теперь перейдем к компасу и часам. Каждому бойцу OFP полагается не только сухпаек и комплект свежестиранных портянок, но и персональный дисковой компас. Диск компаса вращается вокруг своей оси. На него нанесены обозначения сторон света (большая желтая стрелка — север, W — Запад, E — Восток, S — Юг), а также градусы (за 0 взят север, всего же градусов, как и в любой окружности, 360). Кроме того, на корпусе есть неподвижная черная стрелка, которая показывает сторону света, в направлении которой вы движетесь. Компас может быть полезен, чтобы запомнить направление движения. Впоследствии это значительно упрощает привязку к местности.
Теперь — часы. Очень часто командир пользуется следующим форматом приказа: "m113 200 на 3 часа". Что это означает? M113 — это ваша цель, 200 — это расстояние до нее, а "3 часа" — это направление в часах. Представьте перед собой циферблат обычных часов со стрелками. 12 часов на нем — это направление, в котором вы движетесь. Значит, чтоб достигнуть m113, вам следует свернуть в направлении 3 часов, т.е. на 90 градусов направо. Также следует помнить о том, что, когда кто-нибудь из ваших коллег-бойцов по голосовой связи рапортует, что видит противника, например, на 2-х часах — он имеет в виду направление относительно себя, а не вас. И если рапортующий движется в противоположном вам направлении, то и цель будет не на 2 часа, а на все 8.
Спросите — зачем все это нужно? Хотя бы затем, чтоб не заблудиться, благо в плане отображения открытых пространств OFP эволюционировал от обычных экшенов коридор-две-стенки настолько же, насколько человек от обезьяны. И ситуации, когда пренебрегший ориентированием боец забрел в тыл противнику или, еще хуже, попал под огонь своих, встречаются в сетевой игре сплошь и рядом.
Может случиться и так, что боец, находящийся на возвышенности, видит противника, а его однополчане внизу — нет. Здесь грамотное знание карты поможет быстро указать бойцам внизу на противника. Кстати, некоторые хорошо слаженные команды используют солдат для корректировки огня танков и вертолетов. Здесь без отменного знания карты также не обойтись.

Действия бойца пехотного подразделения

Рекомендации по перемещению
Первое, что должен освоить любой боец, — это навыки перемещения и выбора позиции. Естественно, подразумевается, что боец уже научился ориентироваться на местности — соответствующее руководство было опубликовано в прошлом номере "Игромании".
Боец может перемещаться в трех положениях — стоя, сидя и лежа. В положениях сидя и лежа вас труднее заметить и подстрелить, но при этом падает скорость перемещения. Поэтому валиться на землю следует только при стрельбе или в укрытии.
Двигаться следует короткими перебежками — "пробежал и залег". Это снизит вероятность того, что вас обнаружат. Планировать перемещение следует так, чтоб на пути находилось как можно больше укрытий. В идеале весь маршрут должен пролегать от укрытия к укрытию, без остановок на открытой местности. Однако не следует быть предсказуемым, иначе опытный противник сможет вычислить вас и накрыть на только что занятой позиции. В случае перемещений под огнем надо бежать зигзагом — вы станете куда более трудной мишенью. Но не следует выполнять подобные маневры, если позади вас ведут огонь товарищи по подразделению — иначе можно получить пулю от своих.
Вообще, всегда, когда представляется такая возможность, следует занимать позицию в укрытии. Укрытия бывают досягаемыми для пуль, например кусты и деревья, и пуленепробиваемыми — здания и бронетехника. Наблюдение из укрытия следует вести не поверх его, а сбоку — так, опять же, вас труднее заметить. После стрельбы из укрытия желательно поменять позицию, иначе противник сможет блокировать укрытие и уничтожить вас.
Ни в коем случае не следует двигаться в полный рост, если за вами линия горизонта или открытое небо — врагу проще всего обнаружить и поразить подобную цель. При тесном контакте с противником, за исключением тех случаев, когда от вас требуется максимальная скорость передвижения, следует перемещаться присев или ползком. А если враг вас уже обнаружил, следует, напротив, как можно больше двигаться — это заставит противника постоянно концентрировать свое внимание на отслеживании ваших перемещений и практически не оставит ему времени на прицеливание.

Использование оружия: общие рекомендации
Использовать оружие нужно с умом — иначе оно может легко погубить вас. Перед тем, как открывать огонь, следует учесть два момента. Во-первых, стреляющего очень легко обнаружить по звукам и вспышкам от выстрелов. Поэтому следует обязательно убедиться в надежности своего укрытия и возможности оперативно сменить позицию. Во-вторых, даже неприцельный огонь в сторону перемещающегося противника в большинстве случаев заставит его прекратить движение и начать поиск укрытия, в котором можно переждать обстрел. Используйте эту особенность, если нужно задержать наступление противника или прикрыть перемещение своих солдат.
Стрелять на ходу следует только в исключительных случаях, так как это резко снижает точность стрельбы и скорость передвижения. Поэтому всегда, когда есть возможность, нужно стрелять остановившись. Всегда следите за количеством патронов в магазине. Лучше всего научиться считать патроны по выстрелам, не глядя на индикатор. Проще всего это сделать, если оружие переведено в режим одиночной стрельбы или в режим огня лимитированными очередями. Огонь следует вести либо одиночными выстрелами, либо короткими очередями. Статистика показывает, что большинство попаданий приходится на первый выпущенный патрон, поэтому стрельба длинными очередями в большинстве случаев ничего не дает. Перезаряжать оружие следует только тогда, когда вы находитесь в безопасности. Не постесняйтесь сменить не до конца израсходованный магазин на новый. Помните — лучше заранее потратить несколько секунд на замену магазина, чем оказаться в пылу сражения с двумя патронами.

Использование оружия: пулеметы
В отличие от автоматчиков, пулеметчики играют роль огневого прикрытия, поэтому намного меньше перемещаются и ведут более интенсивный огонь. Это следует учитывать при выборе огневой позиции. Обычно следует занимать позицию за основными силами вашего отряда, причем делать это надо так, чтоб была возможность вести огонь либо поверх своего подразделения (возвышенность), либо по его флангам. Если в группе несколько пулеметчиков, им следует координировать свои действия и располагаться так, чтобы вместе охватить как можно бОльшую зону поражения.
При стрельбе из пулеметов следует учитывать их низкую точность, пусть и компенсируемую высокой скорострельностью. Есть два варианта ведения огня. Стрельба длинными очередями применяется в том случае, когда надо вести беспокоящий огонь или остановить наступление превосходящего по численности противника. Стрельба короткими очередями с последующей корректировкой прицела применяется при огне по отдельным целям или небольшим группам.
Отдельного внимания заслуживают действия в обороне, где на пулеметы возлагается наиболее важная роль. В начале вражеской атаки пулеметчикам следует постараться не обозначать свое присутствие. Первыми огонь должны открыть простые пехотинцы, чтоб вызвать удар на себя. И только после того, как противник сконцентрируется на уничтожении пехоты, пулеметчики неожиданно вступают в бой. При этом пулеметные позиции следует размещать таким образом, чтобы прикрывать все подходы к ним и при возможности накрывать противника перекрестным огнем (к примеру, если предполагается, что нападающие будут двигаться по улице, то наиболее удачным будет расположение пулеметчиков в укрытиях по обеим ее сторонам).

Использование оружия: снайперские винтовки
Снайперу всегда следует начинать свои действия с разведки. Разведку проводят, соблюдая максимальный уровень маскировки. Перед стрельбой обязательно надо как можно более точно выявить численность противника и его намерения. Также стоит заранее распланировать возможности смены позиции и отступления. Менять расположение после одного, максимум — двух выстрелов. Отходить — в том случае, если противник начинает активно искать снайпера.
При открытии огня первым делом старайтесь поразить снайперов противника, потом — командиров противника, пулеметчиков, гранатометчиков и солдат. Лучше всего стрелять по целям, находящимся на одном с вами уровне. Именно так возможно эффективное использование прицела (в качестве примера привожу прицел снайперской винтовки Драгунова). На нем нас первым делом должна интересовать шкала боковых поправок, с помощью которой можно брать упреждение в случае с двигающимся противником. Я привожу наиболее простое руководство по прицеливанию — в серьезной игре, а тем более в настоящей жизни снайперы используют для прицеливания очень сложную методику, растолковать которую в одной статье абсолютно невозможно. Определить уровень упреждения можно с помощью соответствующей таблицы (см. рядом).

Использование оружия: гранатометы
При перемещении следует учитывать, что гранатомет в руках значительно уменьшает скорость движения. Кроме того, носить гранатомет возможно только в положении стоя, что автоматически делает гранатометчика идеальной мишенью для снайпера. Так что доставать его следует только для выстрела, а в остальное время перемещаться с автоматом. Подходить к технике противника следует с той стороны, которая находится вне зоны видимости (лицевой части и башни).
При стрельбе учитывайте, что многие цели не поражаются с одного выстрела — например, на танк уходит по 3-4 заряда. Кроме того, перезарядка гранатомета занимает достаточно много времени. Поэтому, чтобы обезопасить себя, применяйте несколько приемов. Во-первых, это стрельба с последующим уходом в надежное укрытие для перезарядки. Во-вторых, координирование своих действий с остальными гранатометчиками — совместный обстрел техники противника резко повышает вероятность ее уничтожения. Кроме того, свои действия следует также координировать с пехотинцами и пулеметчиками. Дело в том, что после уничтожения технику противника может покинуть ее экипаж, борьба с которым окажется серьезной проблемой для одиночного гранатометчика.
У танков и БМП наиболее уязвимы башня и корма. При этом, если есть возможность, старайтесь сначала поразить башню — так можно вывести из строя главное орудие. Для наиболее точного прицеливания по башне стоит занять возвышенность (башни почти всех танков в игре приплюснуты, так что проекция их при взгляде сверху будет намного больше, чем сбоку).

Использование вертолетов

Управление вертолетом и ведение боевых действий
Перед тем как взлетать, стоит озаботиться полной комплектацией экипажа вертолета. Полет с неполным экипажем в боевых условиях практически всегда приводит к плачевным последствиям. После того как экипаж будет укомплектован, надо включить двигатель и подождать 7-8 секунд, за которые тот наберет обороты. После этого можно набирать высоту и одновременно начинать движение, наклонив нос вертолета вперед. Ни в коем случае не следует управлять вертолетом с помощью мыши — это сродни самоубийству. Для управления лучше использовать джойстик или, на худой конец, клавиатуру; мышь же применять только для обзора.
Во время полета выбирайте самую малую высоту, на которой вы сможете комфортно управлять вертолетом. На небольшой высоте у противника останется меньше времени на обнаружение и прицеливание. Однако для неопытных пилотов полет на чересчур малой высоте может закончиться столкновением с наземным препятствием.
Не забывайте использовать рельеф местности. Один из самых эффективных приемов, доступных вертолетчикам, — это "подскок" из-за укрытия. Для этого надо разместить вертолет так, чтобы между противником и вами оказалась возвышенность. После этого можно поднимать машину из-за горы на короткое время, достаточное для того, чтоб вы смогли осмотреться и поразить противника, но недостаточное для того, чтобы противник смог открыть по вам прицельный огонь. Однако следует учитывать, что после двух-трех подобных "подскоков" враг будет ожидать вас на этом направлении, так что неплохо почаще менять позиции.
Во время боя следует учитывать, что вертолет значительно маневреннее наземной техники противника. Стремительные наборы высоты и спуски, неожиданная смена направлений движения — все это затрудняет работу стрелкам противника. В случае, если вертолет ведет бой совместно с наземными подразделениями, действуйте максимально осторожно, так как обзор с высоты очень ограничен — легко можно перепутать и накрыть огнем своих. Желательно выбрать в наземном подразделении координатора и вести огонь по его указаниям.
Пожалуй, самое сложное для вертолетчика — это действия против вертолетов противника. Увы, научить эффективно вести воздушный бой в теории невозможно — нужна долгая практика с реальными соперниками. Новичкам можно порекомендовать по возможности не сталкиваться с вертолетами противника. Если же воздушный бой неизбежен, то обязательно нужно стараться держаться выше соперника и, по возможности, заходить ему в хвост. Ну и, конечно, не позволять врагу проделать то же самое.

Десантные операции
В Operation Flashpoint вертолеты часто используются для транспортировки пехотных подразделений. При выполнении подобных заданий особое внимание надо уделять высадке. Место проведения десанта выбирается с особой тщательностью. Крайне нежелательно, чтоб оно оказалось в центре позиций противника — в таком случае повышается как вероятность поражения вертолета, так и опасность для десантников, которым после высадки сразу же придется вступать в бой. Поэтому лучше проводить высадку на удалении от вражеских позиций — это позволит десантируемому подразделению перегруппироваться, провести разведку и привязку к местности и только после этого начать бой. Если же все-таки необходимо провести высадку прямо на голову врага, то десанту следует выпрыгивать из вертолета на высоте 1-1,5 метра — это уменьшит опасность для вертолета.
Когда десант высаживается на удалении от позиций противника, можно использовать ложные посадки, чтобы противнику было сложнее вычислить место десантирования. Делается это так: вертолет, кроме посадки в точке десантирования, совершает еще два-три приземления на других позициях. При этом все места посадки должны находиться как можно дальше друг от друга. При высадке в боевых условиях ни в коем случае не следует пользоваться функцией Auto-Hover, которая автоматически переводит вертолет в режим зависания и потом начинает постепенно сажать машину. Для начинающих пилотов это удобно, но так вертолет садится куда медленнее, чем если управлять им вручную. Кроме того, если машину начнут обстреливать, вам потребуется несколько секунд для того, чтобы взять управление на себя. И эти несколько секунд могут оказаться последними. Использовать Auto-Hover можно только для посадок на контролируемой союзником территории — там эта функция спасет вас от всевозможных пилотажных ошибок.

Использование танков

В Operation Flashpoint присутствуют следующие танки: M1A2 Abrams и M60 при игре за НАТО и T-80, T-72 и Т-55 при игре за СССР. В сетевой игре наиболее разумно использовать Abrams и Т-80 — эти танки наиболее мощные. У "Абрамса" несколько более толстая броня, а по огневой силе оба этих танка приблизительно одинаковы.
Экипаж любого танка состоит из трех человек — водителя, стрелка и командира. Что делают водитель и стрелок — ясно и так, командир же обладает доступом к радару и координирует действия экипажа. Неопытные бойцы нередко пытаются использовать технику в одиночку, не дожидаясь остальных членов экипажа. Подобных ситуаций следует избегать — техника с неполным экипажем очень уязвима для противника и практически бесполезна в бою. В крайнем случае, экипаж можно доукомплектовать ботом, однако не следует пускать его на место водителя — бот способен даже в чистом поле загнать танк в такое место, откуда ему потом будет очень затруднительно выбраться.

Как ездить
При вождении танка обязательно нужно сообщать о всех своих маневрах стрелку, чтоб он смог заблаговременно приготовиться к корректировке положения башни. Также следует учитывать, что поле зрения водителя очень ограничено, поэтому нужно как можно чаще связываться со стрелком и командиром, чтоб узнать — что видят они.
Непроходимыми препятствиями для танка в OFP являются постройки, водные преграды, крутые склоны и лесные массивы. Кроме того, в боевых условиях не надо особо гонять на танке — это значительно снижает маневренность, а также приводит к тому, что танк начинает сильнее раскачиваться на ухабах, что мешает стрелку.
Во время боя следует подводить танк как можно ближе к дружественной пехоте — так она сможет эффективнее защищать машину от гранатометчиков противника. И при наступлении или отходе держитесь к противнику наиболее защищенной частью танка — передом. Лучшие укрытия для танка — невысокие: они, с одной стороны, способны закрыть корпус танка, и в то же время не мешают стрелку вращать башню в любом направлении. Если по вам была выпущена самонаводящаяся ракета с вертолета, двигайтесь так, чтобы между ней и танком оказалось как можно больше деревьев, кустов и прочих препятствий — иногда это позволяет обмануть радар наведения. За несколько секунд до того, как ракета врежется вам в борт, наберите максимально возможную скорость и двигайтесь поперек траектории ее полета — возможно, ракета пролетит мимо. Впрочем, против вертолетов наиболее эффективны превентивные действия. В большинстве случаев вертолет противника засекает и наводится на ваш танк с помощью радара. Поэтому, если есть возможность, то просто глушите двигатель, когда получаете информацию о том, что недалеко от вас вражеский вертолет. При этом крайне желательно разместить танк посреди скопления домов. Кстати, данный прием эффективно действует и против танков противника.
Если экипаж планирует покинуть танк, то надо выходить из него так, чтоб корпус танка оказался между экипажем и противником и послужил укрытием. То бишь — ставьте танк бортом к противнику и только тогда вылезайте.

Как стрелять
У танковой пушки два вида боеприпасов — Sabot и Heat. Первые обладают направленным действием и в большинстве случаев предназначаются для уничтожения тяжелой техники. Вторые имеют больший радиус поражения, но менее мощны; их используют для поражения легкой техники и живой силы противника. У стрелка есть также пулемет. Его используют для стрельбы по живой силе, легкой технике и (в некоторых случаях) вертолетам противника.
Надо учитывать, что точка попадания несколько смещена относительно прицела. Снаряды, выпущенные из Т-80, попадают правее и чуть ниже прицела, а из Abrams — значительно ниже прицела. Для наиболее эффективного огня по танкам противника надо целиться в слабые точки. Например, двумя-тремя выстрелами снарядом типа Sabot можно обездвижить танк противника, если вести огонь по его гусеницам строго спереди или сзади (с боков гусеницы защищены значительно лучше). Тем же числом выстрелов можно вывести из строя орудие танка. Но имейте в виду, что орудие выходит из строя не до конца — просто его ствол опускается вниз, и танк может вести огонь только на незначительные дистанции. На корме танка наиболее уязвима задняя бронеплита — она находится в нижней половине кормы между гусеницами. В данном случае достаточно двух выстрелов, чтоб полностью вывести вражеский танк из строя. Однако подобраться к управляемому опытным экипажем танку и произвести два прицельных выстрела очень сложно. Если не получается стрелять по вышеуказанным точкам (например, танк находится к вам боком), используйте снаряды типа Heat — они поражают сразу несколько областей на танке. При этом наибольшего эффекта можно добиться, если лупить туда, где башня соединяется с корпусом. На больших расстояниях, когда вражеский танк не видно, его может засечь командир с помощью радара и пометить для вас точку его нахождения. Подобный прием эффективен на дистанции до километра — на больших расстояниях точность пометки значительно падает.
Если вас атакует вертолет — помогите водителю и поразите агрессора. Это может показаться удивительным, но шанс расстрелять вертолет (особенно НАТОвский) с танка достаточно велик. Не стоит обстреливать вертолет, который движется перпендикулярно прицелу, — в данном случае практически невозможно взять упреждение. Вертолет надо "снимать" во время разворота и захода на цель, когда он двигается строго в вашу сторону. Стрелять надо одновременно из пушки и пулемета. Если против вас выступают вертолеты моделей UH60, UH60MG, AH1, CH47D или OH58, цельтесь в кабину — она не бронирована. У AH64, Ми-17 и Ми-24 кабины бронированы, и целиться надо в район двигателя.


Данное руководство взято с ресурса "Игромания"
© Андрей Александров (alexandrov@igromania.ru)




Hosted by uCoz